Кабмин одобрил проект о привлечении к административной ответственности россиян, находящихся за границей. Предлагается распространить действие шести административных статей на релокантов. В правительстве отметили, что в поправки можно было бы включить дополнительные нормы, но пока неясно, как будет осуществляться процесс по таким делам.
Правительство концептуально поддержало законопроект Госсовета Татарстана, который позволяет привлекать граждан к ответственности за правонарушения, совершенные за пределами России. Об этом говорится в проекте официального отзыва.
В текущей редакции КоАП релоканты могут быть привлечены к ответственности только по статье 20.33 («Участие в деятельности нежелательной организации»). Новая инициатива предлагает распространить на уехавших россиян действие еще шести статей:
ч. 9 и ч. 10 ст. 3.15 КоАП — распространение в СМИ и интернете недостоверной информации, создающей угрозу общественному порядку;
ч. 3–5 ст. 20.1 — оскорбление президента, чиновников и госсимволов;
20.3.1 — возбуждение ненависти либо вражды;
20.3.2 — призывы к нарушению территориальной целостности России;
20.3.3 — дискредитация вооруженных сил;
20.3.4 — призывы к введению санкций против РФ и ее граждан.
Также депутаты предлагают увеличить срок давности привлечения к ответственности по указанным статьям до двух лет, в то время как сейчас он составляет от трех месяцев до года.
В правительстве согласились, что поправки повысят «уровень защиты интересов общества и государства», обеспечивая принцип неотвратимости административной ответственности. Однако также отметили, что список административных нарушений против интересов России за границей не ограничивается перечисленными нормами.
В начале августа группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о праве Генпрокуратуры привлекать к уголовной ответственности россиян, находящихся за границей. Это должно помочь решить проблему экстрадиции граждан, ведущих антироссийскую деятельность из-за рубежа. Согласно инициативе, надзорное ведомство сможет направлять материалы уголовных дел в иностранные государства для привлечения к ответственности как иностранных граждан, так и уехавших россиян.
Чтобы избежать коллизий со статьей 247 УПК о заочном рассмотрении дел, авторы предлагают рассматривать вопрос передачи материалов за границу только в случае вывода о неприменимости ч. 4 и ч. 5 этой статьи, особенно при отсутствии ходатайства подсудимого и в «исключительных случаях». Также они напоминают, что в соответствии с международными договорами и законами иностранных государств можно передавать уголовные дела с запросами о преследовании подозреваемых независимо от их гражданства и стадии уголовного процесса.
«Проект о привлечении к административной ответственности россиян, находящихся за границей, поднимает множество важных вопросов о правовых аспектах такого подхода. С одной стороны, власти утверждают, что такие меры необходимы для защиты интересов общества и государства. Однако возникает вопрос: насколько эффективно можно реализовать такие инициативы, учитывая юридические сложности, связанные с международным правом и экстрадицией? Неясно, как будет происходить процесс привлечения к ответственности, что может привести к правовым коллизиям и неопределенности.
Кроме того, увеличение срока давности для привлечения к ответственности до двух лет выглядит как попытка создать дополнительные рычаги давления и усугубить разделение между государством и его гражданами, особенно в условиях уже существующей социальной напряженности», - отмечает эксперт Санкт-Петербургского экспертно-правового центра.
Источник: Право.ru
Фото: Freepik